УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______Казанцев Ю.И.

"__" ___________________ 20__ г.

 

 

 

 

Аннотированный отчет за 2017 год

1. Наименование проекта Антропологическая герменевтика

2. Кафедра истории и философии

3. Научный руководитель проекта Кушнаренко Сергей Петрович

4. Указать источник финансирования. Если тема не имеет финансовой поддержки, написать "Инициативная" инициативная

5. Текст аннотации 

Существо генетической герменевтики как нового философского метода метода заключается:

1) в рассмотрении интерпретации как способа и необходимого условия человеческого бытия, т.е., в придании интерпретации онтологического значения;

2) в экспликации духовно-личностного смысла интерпретируемого произведения культуры;

3) в рассмотрении произведения как неотделимого от воспринимающей и интерпретирующей его личности (в отличие от "культурного предмета");

4) в экспликации последовательных этапов пути становления личности, 

5.1 Основные достигнутые научно-технические результаты

Назначение 

Описание, характеристики Измененено предварительное название проекта. Новая тема диссертации: "Генетическая герменевтика как философский метод".

Преимущества перед известными аналогами.  Данный метод позволяет выявлять личностный смысл текстов культуры, в том числе и научных текстов.   Отличие герменевтики от феноменологии  в том, что в герменевтике связь с личностью продуктов её деятельности более тесная. Для науки увидеть эту связь труднее всего - в силу её внешне данной абстрагированности от познающей личности, - но зато для неё наиболее интересно эту связь показать. Это "личностное измерение" можно эксплицировать, - и тогда отличие такой "антропоцентрической науки" в пределах области обычной "формальной" науки будт где-то неотличимо, - а где-то и явное. Герменевтикой науки занимается, например, Dimitri Ginev. У G.Misch'a есть экспликация генезиса культуры из природы, и мышления из восприятия (как у Гуссерля в "Опыте и суждении). Он здесь опирается на понятие  Tathandlung, взятое у Фихте - которое им используется для  экспликации перехода от низших форм бытия к высшим (где низшая в ходе своего заложенной в неё способности самопревосхождения порождает высшую). Генетическая феноменология (например, у Гуссерля в "Начале геометрии") это и делает. А герменевтика делает обратное - учитывая, что это развитие имеет необратимый характер. Тогда  интерпретация производит понимание, используемые нами способы понимания определяют область доступных смыслов (горизонт), а способы порождения смыслов определяют наши представления о предметах ("онтологию"). И если генетическая феноменология  в применении к экспликации смысла научных предметов репрезентируется в математической конструкции  топоса  - осуществляя, тем самым, дескрипцию  эволюционирующих объектов, - то генетическая герменевтика репрезентируется в математической конструкции логоса, эксплицирующей источник самой эволюции. В применении к интерпретации науки это означает экспликацию как онтологического основания бытия научных законов, так и  гносеологического основания процесса их познания человеком. Тем самым, научные конструкции "размыкаются" в сторону личности, и в итоге мы получаем возможность построения такой картины мира, в которую включены не только природа как подчиняющаяся законам, имеющим необходимый характер, но  и человек с его свободой. Наличная же  наука оказывается лишь формальной конструкцией, абстрагированной  от этого более реалистичного представления о мире. 

Область применения Интерпретация литературно-художественных, научных и философских текстов. 

Авторы Кушнаренко С.П.

5.2 Степень готовности полученных результатов к практическому использованию

5.3 Уровень правовой охраны

5.4 Использование результатов исследований в учебном процессе Интерпретация используемых в учебном процессе текстов философов, в которой раскрывается генезис самих философских идей в качестве аспекта становления личностного бытия данного философа.

5.5 Публикации 

Монография "Математика как практическая философия" (15 п.л.). - Новосибирск: изд-во НГАУ, 2017.

Учебное пособие "Философская интерпретация текста" (6 п.л.) - в издательстве НГАУ. 

Статьи ВАК:

ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОКИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э. ГУССЕРЛЯ// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-2 (73). С. 136-138.

ЛОГОС ЖИВОГО: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОЛОГИИ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 83-86.

СТУПЕНИ ФИЛОСОФСКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ СУЩНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 86-88.

Статьи РИНЦ:

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИ-МАТЕРИАЛЬНОГО АСПЕКТА ДУХОВНЫХ ФЕНОМЕНОВ //СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). Новосибирск: Изд-во НГАСУ (Сибстрин), 2017. С.52-56. 

5.6 Подготовка аспирантов

5.7 Диссертации, защищенные по тематике проекта

5.8 Доклады, представленные на конференциях 

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИ-МАТЕРИАЛЬНОГО АСПЕКТА ДУХОВНЫХ ФЕНОМЕНОВ //СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). 2017

 

5.9 Участие в выставках, ярмарках:

6. Прочая информация, важная с точки зрения научного руководителя проекта

 

Научный руководитель проекта

______Кушнаренко С.П. 


Создан: 2017-11-11 11:34:01
Обновлен: 2017-11-20 13:42:50